Понедельник, 19 января, 2026
ГлавнаяПолитикаАлександр Верховский и МХГ в Конституционном суде защищают права НКО

Александр Верховский и МХГ в Конституционном суде защищают права НКО

Ликвидированные НКО ищут справедливости

Зал заседаний Конституционного Суда России (Семен Лиходеев / ТАСС)
Зал заседаний Конституционного Суда России Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

В Конституционный суд РФ переданы жалобы руководителей ликвидированных в 2023-2024 годах российских некоммерческих организаций (НКО), как следует из публичной картотеки суда.

Заявители и их организации

Среди заявителей – бывший директор центра «Сова» Александр Верховский, Светлана Астраханцева (экс-глава Московской группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений, МХГ), Ирина Протасова (руководившая правозащитной организацией «Человек и закон») и Сергей Лукашевский (возглавлявший Сахаровский центр). Важно отметить, что организации «Сова», «Человек и закон» и Сахаровский центр признавались Министерством юстиции РФ иноагентами, а позже все указанные организации, включая МХГ, были запрещены на территории Российской Федерации.

Предмет судебных исков

Правозащитники подчеркивают позитивный потенциал своей позиции и требуют проверить конституционность отдельных положений закона «Об общественных объединениях». Обжалуемые нормы – статья 14, касающаяся территориальной сферы деятельности, и статья 44, регулирующая основания для ликвидации объединений и запрета их деятельности.

Правовые основания и возражения

Ранее суды поддержали позицию властей, ликвидировавших НКО за участие в мероприятиях вне регионов их регистрации (по статье 14). При этом нарушение территориального принципа Верховным судом РФ было отнесено к «грубым нарушениям», что влечет ликвидацию согласно статье 44 закона.

В своих обращениях заявители настаивают на оптимистичном толковании закона во имя прав и свобод. Они утверждают, что статья 14 не должна препятствовать участию объединений в событиях за пределами одного региона, так как это конституционное право на свободу взаимодействия включает обмен опытом, участие в дискуссиях и международное сотрудничество.

Также подчеркивается спорность применения статьи 44 (ч. 1), позволяющей, по мнению правозащитников, закрывать объединения лишь за юридические формальности без доказательств общественного вреда. Заявители указывают, что ранее действия организаций Минюстом не оспаривались, а запрет налагался задним числом, что расходится с запретом Конституции привлекать за действия, не признаваемые правонарушением во время их совершения.

Источник: rbc.ru

Интересные новости