
Политический ландшафт Южного Кавказа снова оказался на грани перемен. После громкого заявления вице-премьера России Алексея Оверчука на Петербургском экономическом форуме о потенциальном закрытии армянского неба для российских самолетов, в регионе ощущается тревожная напряженность. Возможное сближение Армении и Евросоюза, по мнению многих, грозит коренной переработкой существующих союзов, включая участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), где Россия играет первую скрипку.
Москва публично дает понять: шаги Еревана навстречу евроинтеграции могут быть не просто символическими, а поставить на кон стратегическое партнерство сразу по нескольким направлениям – авиация лишь первый звоночек.
Закрытие неба: Армения под давлением Евросоюза?
Оверчук заявил, что давление со стороны Брюсселя может вынудить Армению сделать весьма болезненный выбор. Сегодня для российских самолетов уже закрыты воздушные пространства всех государств ЕС. И если Армения все же совершит поворот на Запад и приблизится к евросоюзу вплотную, Брюссель, по его словам, просто не оставит ей альтернатив: небо окажется закрыто.
«Если вы решаете вступить в Евросоюз, к вам непременно придет требование: следуйте общей политике и примите аналогичные меры. Отказаться будет невозможно», — предостерег Оверчук. По его мнению, этот шаг станет формальностью: политическая воля Брюсселя для новых участников союза – это императив, а не просьба.
Напомним, Евросоюз ввел тотальный запрет для перелетов российских лайнеров с февраля 2022 года после начала украинского конфликта. Армения, в свою очередь, до сих пор сохраняла нейтральный режим в вопросах авиасообщения с РФ — однако продолжение такого курса в случае евроинтеграции становится все более сомнительным.
Что думают в Ереване: официальная версия и реальная повестка
Между тем, на фоне усиливающихся подозрений в Москве, армянское руководство старается сохранять сдержанность. Министр иностранных дел Арарат Мирзоян в конце мая сильно подчеркнул: разговоров с Брюсселем о прямом вступлении в Евросоюз не ведется, все инициативы – лишь в рамках политического диалога и сотрудничества, без юридических обязательств.
На совместной пресс-конференции в Ереване Сергей Лавров и Арарат Мирзоян открыто обсудили эти опасения. Мирзоян заверил, что Армения не направляла официальную заявку на членство в ЕС, таким образом, формальных оснований для паники нет. Однако неофициальные контакты и обсуждение интеграционных дорожных карт для страны в последнее время участились.
Тем не менее, волну домыслов подогрел и президент Армении Ваагн Хачатурян. В апреле он подписал закон, открывший процедуры евроинтеграции, хотя Ереван по-прежнему не является кандидатом в ЕС. Следующим шагом, как планируется, может стать широкое общественное обсуждение новой внешнеполитической стратегии и, возможно, референдум по вопросу допустимости членства в Евросоюзе.
ЕАЭС или ЕС: дилемма для армянской политики
Продолжающееся балансирование между Западом и Востоком ставит Армению в крайне уязвимую позицию. Москва все настойчивее напоминает о выгодах, которые республика уже получила благодаря участию в ЕАЭС. В этих условиях сигнал, что евроинтеграция якобы несовместима с действующим форматом союзничества, становится более чем прозрачным.
Официальные лица в Москве подчёркивают, что экономические показатели четко свидетельствуют о большом выигрыше для Еревана от существующего сотрудничества с ЕАЭС. Но в то же время в коридорах власти не скрывают: шаг Армении в сторону Европы могут расценить как предательство, которое повлечет резкую смену отношения не только в экономике, но и в безопасности.
Наблюдатели отмечают, что между рядами звучит больше, чем явные предостережения. Это – намек на то, что цена разрыва может оказаться слишком высока, и что все последующие ограничения, включая авиацию, лишь вершина айсберга.
К чему готовиться России, Армении и всей Евразии?
Дальнейшее развитие ситуации обещает стать определяющим для всей архитектуры безопасности и торговли на пространстве бывшего СССР. Будет ли Армения вынуждена отказаться от сложившегося авиационного маршрута через свое пространство для российских перевозчиков? Готова ли Москва вводить зеркальные меры в случае недружественных шагов со стороны армянских властей? Есть ли у официального Еревана план «С» на случай катастрофического обрыва отношений с ключевым партнером?
Пока ни в Москве, ни в Ереване не дают однозначных ответов. Но очевидно: решение Армении – быть между двух огней или сделать финальную ставку на одну из сторон – может вызвать серьёзный политический взрыв на всех уровнях. И напряжение между Евросоюзом, ЕАЭС и Россией в этом уравнении может сыграть роковую роль не только для самой Армении, но и для всего евразийского пространства.
Источник: lenta.ru






