Центробанк и Госдума готовят отмену износа деталей при выплатах по ОСАГО

Будущие перемены: как поменяются выплаты по ОСАГО

Центробанк и Госдума готовят отмену износа деталей при выплатах по ОСАГО-0
Фото: kommersant.ru

В ближайшее время на страховом рынке России могут произойти позитивные изменения: Центробанк одобрил новый законопроект, который позволит участникам ДТП получать выплату по ОСАГО на ремонт автомобиля без учета износа деталей. Ожидается, что эти поправки вскоре будут внесены на рассмотрение в Госдуму. В чем суть нововведений, к каким переменам они приведут, и какую выгоду получат водители?

Статистика дорожной обстановки в стране неизменно высока: только за последний год в России было зарегистрировано более 132 тысяч дорожных происшествий. Владельцы полисов ОСАГО, ставшие жертвами аварии, традиционно получают либо оплату ремонта напрямую у страховщика, либо денежную компенсацию, чтобы устранить повреждения самостоятельно. Однако при расчете зачастую применяется коэффициент износа, который уменьшает итоговую выплату, иногда даже до 50%. Если закон будет принят, водители смогут повторно обратиться в страховую компанию, если фактический ремонт оказался дороже рассчитанной суммы (с учетом амортизации), но общий лимит выплаты останется прежним — 400 тыс. рублей. Как отмечает автоюрист Наталия Лазаренко:

«В последние годы было больше инициатив в пользу страховщиков — выплаты по ОСАГО сокращались и для многих пострадавших путь к справедливой компенсации лежал через суды. Теперь ситуация заметно меняется: даже с сохранением ограниченного максимального лимита на выплату (400 тысяч рублей) ожидается более справедливый расчет ущерба без вычета износа. Средний объем выплаты сегодня составляет порядка 100 тысяч рублей, но благодаря инициативе больше автовладельцев получат реальное покрытие затрат».

Споры о справедливости компенсаций и методика расчета

Оценка ущерба для ОСАГО сегодня осуществляется на основании единой технологии, введенной в 2021 году. Специалисты отрасли сходятся во мнении: эта методика не всегда отражает реальные рыночные цены на запасные части и ремонт, особенно с учетом инфляции. На это указывает автоюрист Лев Воропаев:

«В силу того, что закон отстает от подобных изменений и сложностей в логистике, суммы, рассчитанные по "старой" методике, зачастую намного ниже рыночной стоимости работ и запчастей. Поэтому пострадавшие часто судятся со страховщиками, требуя справедливой компенсации. Судебная практика на стороне автовладельцев: если направление на ремонт не выдано или суммы недостаточно, страховщик обязан компенсировать не только разницу, но и дополнительные издержки — неустойки и штрафы».

ОСАГО: как меняется подход к определению стоимости ремонта

На данный момент расчет компенсации базируется на формальных таблицах и усредненных показателях. Страховые компании отталкиваются от стоимости ремонта, учитывают возраст автомобиля и степень его износа, а вот влияние растущих цен и современных реалий зачастую минимально. Для новой редакции закона ключевой акцент — справедливость выплат. Предполагается, что отмена коэффициента амортизации сделает систему ощутимо прозрачнее.

Это нововведение особенно актуально для владельцев современных автомобилей, где даже мелкое повреждение обходится дорого из-за стоимости деталей и работ. Новая версия закона позволит компенсировать потери без жёстких ограничений, связанных с долговечностью машины, и направит внимание страховщиков на качество обслуживания клиентов. Таким образом, реальный ущерб сможет быть покрыт с большей точностью, что позитивно скажется на доверии к институту ОСАГО.

Как скорректируются тарифы и что предложат страховщики

Средняя цена полиса ОСАГО на 2025 год составила около 7,5 тысяч рублей. Некоторые компании расширяют лимит ответственности до 3 миллионов рублей за дополнительную плату, делая страховку в разы дороже. Сохранить базовый тариф при увеличении выплат без учета износа практически невозможно, считает управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов:

«Рост выплат, скорее всего, приведет к коррекции тарифов. Возможен как их плавный, так и более ощутимый рост. Вероятно, регулятор проработает механизмы частичного субсидирования или введет новые правила взаиморасчетов между страховщиками, чтобы предотвратить резкий скачок цен для конечных клиентов. Отмена коэффициента износа, особенно для новых автомобилей (до 5 лет), выглядит перспективной — для более возрастных авто целесообразно предусмотреть гибкие лимиты по выплатам».

Среди обсуждаемых альтернатив — постепенное увеличение предельной суммы компенсации в зависимости от возраста и состояния транспортного средства. Подобный подход позволит с одной стороны повысить защищённость водителей, а с другой — обеспечить устойчивость страхового рынка.

Дискуссия в Госдуме и позиция Российского союза автостраховщиков

Темы повышения сумм и принципа выплат по ОСАГО неоднократно обсуждались в парламенте. Весной 2024 года появилось предложение увеличить лимит компенсаций по ущербу автомобилю с 400 тысяч рублей до 520 тысяч рублей, а по вреду здоровью — с 500 до 650 тысяч рублей. Несмотря на явно социальную направленность этих инициатив, правительство сочло их преждевременными, аргументируя тем, что рост выплат автоматически подтянет тарифы вверх на 10% и может снизить доступность страховки для значительной части населения.

Российский союз автостраховщиков также выражает осторожность: важен баланс между интересами клиентов и стабильностью рынка. Союз поддерживает постепенное изменение правил и комплексные меры по усовершенствованию ОСАГО, чтобы полисы оставались доступными, а выплаты — справедливыми. В перспективе ожидается усиление конкуренции между компаниями и появление новых страховых продуктов, нацеленных на индивидуальные потребности водителей.

Позитивные перспективы для автовладельцев

Резюмируя, инициатива Центробанка и поддержка Госдумы открывают новую эру в обязательном автостраховании. Отмена учета износа деталей при расчете выплат позволит россиянам получать более полные компенсации после дорожно-транспортных происшествий. Эти перемены особенно важны на фоне высокого уровня автомобилизации и роста стоимости ремонта. При грамотной доработке механизма, рынок ОСАГО останется устойчивым и социализированным, а качество страховой защиты значительно улучшится.

Инновационные идеи, внимание к запросам водителей и готовность реформировать систему дают основания с уверенностью смотреть в будущее ОСАГО. Автомобилисты могут рассчитывать на большую финансовую поддержку, а страховщики — на обновление сферы и расширение спектра услуг. Все это станет залогом безопасных и спокойных дорог!

Источник: www.kommersant.ru

Интересные новости