Диверсификация портфелей как стратегия роста в лизинговой отрасли
В условиях замедления роста рынка лизинга многие компании, особенно небольшие и средние, активно ищут новые возможности для развития бизнеса. Фирмы, ранее специализировавшиеся на узких сегментах, таких как лизинг оборудования, стремятся выйти в более прибыльные ниши. Особый интерес вызывает сегмент автолизинга, который по-прежнему демонстрирует высокую маржинальность. Однако успешное закрепление в этой нише может оказаться непростой задачей из-за интенсивной конкуренции.
Несмотря на общее снижение объемов нового бизнеса в лизинговой отрасли, некоторые сегменты продолжают показывать позитивную динамику. По данным аналитиков, объем нового бизнеса за первое полугодие 2024 года составил 1,48 трлн рублей, что лишь на 1% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Хотя корпоративный сегмент значительно сократился (на 23%), розничный сегмент продемонстрировал рост на 4%, достигнув 1,27 трлн рублей. Особенно впечатляющие результаты показали сегменты легкового и грузового автотранспорта, выросшие на 24% и 8% соответственно.
Компании, решившие расширить сферу своей деятельности, делают ставку на перспективный автомобильный сегмент. Например, "Аренза-Про", ранее специализировавшаяся на оборудовании для малого и среднего бизнеса, начала проводить тестовые сделки с автомобилями. Компания планирует довести долю автолизинга в своем портфеле до 30%, при этом сохраняя темпы роста в традиционном направлении лизинга оборудования.
Другие игроки рынка также ищут новые ниши для развития. "Интерлизинг" активно осваивает лизинг недвижимости, отвечая на растущий спрос со стороны предприятий, заинтересованных не только в обновлении производственных мощностей, но и в приобретении активов, защищенных от инфляции. Растет интерес к лизингу коммерческой недвижимости и апартаментов.
Однако выход в новые сегменты рынка требует значительных инвестиций и тщательного планирования. Эксперты отмечают, что перспективы успешного выхода новых игроков в сегмент автолизинга выглядят неоднозначно. Этот сегмент отличается высокой конкуренцией, где доминируют крупнейшие лизинговые компании, входящие в банковские группы и имеющие преимущества в плане фондирования. На долю топ-10 крупнейших компаний приходится 60% рынка.
Для успешной конкуренции в автолизинге необходимо получить преференции от дилеров, что может быть непросто для новых игроков. Крупные лизинговые компании уже наладили сотрудничество с ведущими производителями и получают выгодные скидки. Новички на рынке могут столкнуться с необходимостью предлагать клиентам более высокие цены или жертвовать своей маржой.
Выход в сегмент автолизинга для компаний с преимущественно корпоративным портфелем потребует глобальной трансформации бизнес-модели. Это включает в себя перестройку процессов управления массовыми продажами, обновление кадрового состава, поиск новых источников финансирования, разработку новых продуктов и внедрение современных ИТ-технологий. Фактически, речь идет о создании новой компании, что является капиталоемким процессом.
Одним из возможных преимуществ новых игроков на рынке автолизинга может стать работа с более рискованными клиентами, которым отказали другие лизинговые компании. Однако эксперты предупреждают, что темпы роста массовых сегментов будут ограничены высокими ставками и продолжающимся ростом стоимости предметов лизинга.
Несмотря на все сложности, диверсификация портфелей остается важной стратегией для лизинговых компаний в условиях меняющегося рынка. Успех в новых сегментах будет зависеть от способности компаний адаптироваться к новым условиям, эффективно управлять рисками и предлагать конкурентоспособные продукты. В долгосрочной перспективе такой подход может помочь лизинговым компаниям не только сохранить, но и укрепить свои позиции на рынке.
Источник:www.kommersant.ru