Контуры реформы юридической профессии все еще остаются размытыми

Трансформация российского рынка юридических услуг находится в стадии активного обсуждения, демонстрируя объективную потребность в переменах. Инициативы государства по регулированию доступа юристов к судебной практике вызывают оживленные дискуссии в профессиональном сообществе. Эксперты подчеркивают важность комплексного подхода к реформированию отрасли, направленного на повышение качества правовых услуг. Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев делится оптимистичным видением новых перспектив для развития юридической профессии в России.
Несмотря на длительное обсуждение реформы юридического рынка, ее практическая реализация пока откладывается ввиду отсутствия целостной концепции преобразований. Государственные структуры акцентируют внимание на ограничении судебного представительства для «свободных» юристов, аргументируя это защитой граждан от недобросовестных практик. По данным Роспотребнадзора, в 2022 году зафиксировано 8 тысяч обращений граждан с претензиями к юридическим услугам, причем этот показатель ежегодно увеличивается на 15-20%. Однако детальный анализ статистики отсутствует — неизвестно количество необоснованных жалоб, доля нарушений со стороны адвокатов, процент случаев, связанных непосредственно с судебной работой.
Существует вероятность преувеличения масштабов недобросовестной практики в судебной сфере. Некоторые представители профессионального сообщества, не входящие в систему Минюста РФ, продвигают идею лицензирования судебной деятельности, распространяющуюся на всех практикующих юристов, включая адвокатов. На XI Петербургском международном юридическом форуме в 2023 году эта инициатива встретила серьезную критику со стороны юридического сообщества, усмотревшего в ней потенциальную синекуру для высокопоставленных юристов в отставке.
Альтернативное решение предполагает предоставление права судебного представительства исключительно адвокатам. Учитывая эффективную систему контроля и дисциплинарной ответственности в адвокатском сообществе, данный подход может способствовать достижению поставленных целей. Такая модель успешно функционирует во многих зарубежных юрисдикциях, где судебное представительство осуществляется членами национальных или региональных адвокатских объединений.
Однако фокусирование исключительно на вопросах судебного представительства не отвечает задачам всесторонней реформы юридической профессии. Участники рынка выделяют ряд приоритетных направлений национального масштаба. Во-первых, создание благоприятных условий для развития крупных юридических фирм, способных обеспечивать комплексное сопровождение масштабных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Во-вторых, совершенствование механизмов саморегулирования профессии для повышения прозрачности рынка юридической помощи. В-третьих, регулирование деятельности иностранных субъектов в сфере российского права для укрепления национальной юридической инфраструктуры.
Текущий момент открывает уникальные возможности для реализации комплексных преобразований. В период становления российской экономики иностранные консультанты доминировали в крупных экономических проектах, оттесняя национальный консалтинг на периферию рынка. Несмотря на это, в России сформировалось несколько национальных юридических фирм, сопоставимых по масштабам с европейскими. После ухода иностранных компаний их российские специалисты, обладающие высокой квалификацией и богатым опытом, создали собственные юридические фирмы, продолжив успешную практику. Большинство из них поддерживает идею комплексной реформы и выступает за развитие национального юридического рынка.
Высокий профессиональный уровень российских юристов является ключевым фактором успеха реформы. За последние 30 лет отечественные специалисты достигли впечатляющих результатов, демонстрируя способность самостоятельно вести сложные международные проекты — от слияний и поглощений до международных арбитражных разбирательств. Существенно усовершенствована российская законодательная база, позволяющая эффективно регулировать трансграничные операции и сделки с российскими активами.
Устранение ключевых препятствий создает благоприятные условия для продвижения реформы. Государство также заинтересовано в преобразованиях, учитывая значительный фискальный потенциал крупных участников рынка правовых услуг, характерный для развитых экономик. В России преобладание микропредприятий в юридическом секторе ограничивает налоговые поступления.
Успешная реализация комплексной реформы требует тщательной проработки инструментария для решения каждой задачи. Развитию крупных российских юридических фирм будет способствовать совершенствование форм адвокатских образований и создание специализированной организационно-правовой формы для профессиональных услуг, аналогичной зарубежным LLP. Необходимо внедрение новых форм взаимодействия адвокатов и адвокатских образований, включая договоры постоянного сотрудничества.
Юридическому сообществу следует проявить инициативу в разработке профессиональных стандартов и регламентации отраслевых отношений, не дожидаясь государственных директив. Хотя базовые принципы закреплены в Кодексе профессиональной этики адвокатов, многие положения нуждаются в конкретизации, особенно в части оказания услуг бизнес-клиентам.
Ограничение оказания услуг по российскому праву адвокатским сообществом — важный, но не единственный элемент развития национального правового консалтинга. Требуется комплексный подход, включающий регулирование иностранных франшиз, контроль скрытых форм подчинения, разрешительные процедуры для иностранных юристов. Особое внимание следует уделить методологии проведения реформы, обеспечивающей расширение поддержки преобразований и понимание их значимости для национальных интересов. На данном этапе даже профильные государственные ведомства не демонстрируют четкого осознания необходимости системных изменений.
Источник: www.kommersant.ru